Ученый с мировым именем
Первый день молодежной встречи в Казани оказался для нас самым интересным и продуктивным с точки зрения съемок.
Первый день молодежной встречи в Казани оказался для нас самым интересным и продуктивным с точки зрения съемок.
Мы
с Сашей, оператором Каны и по совместительству моим мужем, находились
под сильным впечатлением от чудесной истории строительства храма
Воздвижения Креста Господня. Нам рассказали, что город построил для
католиков церковь в знак благодарности за то, что Папа Римский вернул Казани
чудотворную икону Божьей Матери. Более
того, этот храм явился точной копией исторического храма. Старый храм невозможно вернуть: авиационный институт, разместившийся в здании в
советское время, установил внутри аэродинамическую трубу, и та не подлежит демонтажу.
Зато
теперь в городе целых два одинаковых храма. Правда, можно найти «десять
отличий»: старый - желто-белый, в классическом стиле, новый бело-голубой;
на одном храме две высоких башни звонов, а с другого они срезаны
напрочь; на старом храме статуи утрачены, зато на новом храме помимо
традиционных ангелов с апостолами установлена статуя Папы Иоанна Павла II - личное выражение признательности Святейшему Отцу мэра-мусульманина. Как трогательно...
Какими красивыми и одухотворенными выглядели лица у наших ребят и
девчат, когда они смотрели на
Казанскую Богородицу, медленно продвигаясь в очереди на поклон к знаменитой иконе, перед которой так любил
молиться Иоанн Павел II!
У Богородицы было лицо исстрадавшейся женщины, заплаканные опухшие
глаза с огромными мешками, а в глазах - бесконечная материнская любовь к каждому
лично, кто вглядывался в Ее лицо.
***
Уже вечером всех нас на автобусах увезли в волжский санаторий. А там
пошло-поехало - целыми днями беседы, проповеди, Богослужения.
Для
молодежи неплохо, а для телевизионщиков – хуже не придумаешь:
не самый выигрышный материал. Поэтому мы с Сашей изнывали от скуки.
-
Может, хоть у епископов возьмем по интервью? – безо всякого энтузиазма
предложил Саша, увидев на выходе из корпуса епископа Клеменса Пиккеля в
парадной сутане. - Вон он какой красивый.
Я подошла к Владыке.
Я подошла к Владыке.
- Но сейчас я занят: у нас по расписанию визит в православный монастырь, -
объяснил епископ свой отказ.
К нему подошли остальные епископы, такие же нарядные.
К нему подошли остальные епископы, такие же нарядные.
- Так, может, вы и нас возьмете с собой? – пришло мне в голову. – Мы поснимаем. Где еще православные с католиками так дружат, как здесь!
- Ну хорошо, только быстро в машину, – согласился епископ Клеменс, и мы побежали за аппаратурой.
-
Нас пригласил сам настоятель монастыря – хочет показать новый храм с иконой
Грузинской Божьей Матери, - объяснил нам епископ Клеменс в пути. – Но
мы едем не столько посмотреть монастырь, сколько встретиться с иегуменом
Сергием.
- Кто такой?
- Это старенький священник с очень интересной судьбой...
-
Я все думаю – он, не он, - вступил в беседу сибирский епископ Иосиф Верт.
– Когда-то мне написал один православный священник из Казани, что хочет
перейти в католичество. Я посоветовал ему не принимать поспешных
решений, мы долго переписывались, в конце концов он остался в
православии.
-
Может, это он и есть. Когда я только что стал епископом Юга России, то
прибыл с визитом в Казань, и какой-то старичок подошел ко мне и вручил
католический Миссал со словами: теперь вы, католики, и сами справитесь, я
вам больше не нужен. Дескать, возьмите обратно! Оказалось, что до
возрождения церковных структур, зная, как много здесь католиков без
священников, этот православный священник все эти годы в полном смысле
слова их окормлял.
- Разве так можно? – усомнились мы.
-
А у него было официальное разрешение Папы Римского – Иоанна Павла
Второго. Да-да, он обратился с просьбой к самому Святейшему Отцу, и тот
благословил его на служение! Католический Миссал он раздобыл себе в Германии. Однако
если бы не этот Миссал, я бы и сам не поверил! Я был потрясен: православный священник – и служил Мессы католикам! Вот где единство!
Монастырь
оказался лубочно-живописным: яблоневая аллея, сверкающие купола,
новенькие церкви на берегу красивейшего озера. Кстати, согласно преданию, в нем атаман Стенька Разин
утопил клад...
Молодой
надменный священник по поручению настоятеля провел для епископов
содержательную экскурсию по новому храму и отдельно рассказал историю о
чудотворной иконе за стеклом. Напялив платочек, я таскала за Сашей
тяжеленный штатив, стараясь не попадаться в кадр. Попыталась между делом
поклониться Грузинской Богородице, но вышло поспешно и суетливо.
«Или паломничество, или работа», - вздохнула я.
Святой
источник был оформлен весьма современно, в виде небольшой часовенки,
внутри которой сияли белый кафель да импортная сантехника. Святая вода подавалась через
специальные блестящие краники. Священник выдал по пластиковому
стаканчику каждому епископу – «водицы испить», а нам с Сашей - нет.
Мокрые, уставшие, мы чувствовали страшную жажду. Я тихонько подошла к
епископу Пиккелю, как к самому демократичному, подергала его за обшлаг сутаны, выпросила освободившийся
стаканчик, налила нам святой воды из-под крана. Вот оно счастье. Саша
тоже выпил, не опуская камеры.
Потом
нас всех повели самый дальний угол монастыря. Старенький иегумен жил в
низенькой келье, из которой выдвигался минут семь, опираясь на свою
палку.
Несмотря
на лето, дедушка был в валенках, в толстой заношенной сутане, на голове
у него был клобук, а на глазах очки с толстыми стеклами в старомодной
коричневой оправе. Его сопровождал игривый котенок по имени Сашка, с
которым тут же принялся забавляться молодой священник. При отце
Сергии с него слетела всяческая солидность: он сразу стал похож скорее на почтительного внука, чем на строгого пастыря.
- Да, это он! – опознал дедушку епископ Верт. – Отец, вы помните меня?
- Конечно, я до сих пор храню ваши письма! - отец Сергий тоже был очень рад встрече.
С
епископом Пиккелем они сообща помянули немцев-католиков, которые в
большом количестве населяли Казань в советские времена. Разговор шел то
на русском, то на немецком, которым, как оказалось, прекрасно владел седой дедушка. Он все порывался пойти поставить чай, а епископы хором отговаривали его.
- Тогда я подарю вам свои книжки, - и отец Сергий надолго исчез за дверью.
Наконец,
вынес целую стопку катехитической литературы для прихожан, которую
самолично надписал, и раздал по книжечке каждому епископу, и мне в том
числе, и даже Саше. (Я злорадно посмотрела на молодого батюшку, который
даже воды нам не подал).
Сфотографировавшись с отцом Сергием на прощанье, епископы двинулись к выходу.
Батюшка сунул мне красных яблочек, которые подобрал под ближайшей яблоней, и благословил нас с Сашей вослед.
- О чем вы разговаривали с ним на немецком? – спросила я епископа Пиккеля уже в машине.
- Он сказал, что в детстве с матерью ходил в католический храм, - сказал епископ Пиккель. – Старый наш храм, конечно.
- Вот почему он хотел перейти в католичество, - сообразила я.
- На удивление образованный батюшка, - заметил Саша. – Языки знает.
- Так он же был в миру известным ученым, часто ездил за границу по всяким симпозиумам, - ответил епископ Клеменс.
- Ого! А чем он занимался?
- Не знаю точно, - сказал епископ Пиккель.
Я взглянула на заднюю обложку своей брошюры - там располагалась информация об авторе.
«Сергей
Златоустов... советский ученый... работал в Казанском авиационном
институте... известен за границей... В пятьдесят лет решил отойти от
мирских дел...»
-
Ха! Смотрите: кажется, он работал в том самом институте, который располагается в
католическом храме! Ну и дела! Можно сказать, что он трудился прямо в
католической церкви!
Епископы дружно принялись изучать корочки подаренных брошюрок.
- Похоже, что да, - согласился удивленный Пиккель.
- Вот так сюжет, - изумился Саша.
- Прямо от Господа: из рук в руки! – подтвердила я.
Ольга Сквирская
Казань 2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий