пятница, 30 мая 2014 г.

Ученый с мировым именем


Первый  день молодежной встречи в Казани оказался для нас самым интересным и продуктивным с точки зрения съемок.
Мы с Сашей, оператором киностудии "Кана" и по совместительству моим мужем, находились под сильным впечатлением от истории строительства храма Воздвижения Креста Господня. Нам рассказали, что город построил его для католиков в знак благодарности за то, что Папа Римский вернул Казани чудотворную икону Божьей Матери. Не случайно этот храм явился точной копией исторического храма. Прежний вернуть невозможно: сотрудники авиационного института, размещенного в здании в советское время, установили внутри под куполом аэродинамическую трубу, и та не подлежит демонтажу.
Зато теперь в городе целых две копии одного и того же храма. Правда, можно найти «десять отличий»: старый - желто-белый, в классическом стиле, новый  бело-голубой; на одном храме две высоких башни звонов, а с другого срезаны напрочь; на старом храме статуи утрачены, зато на новом храме помимо традиционных ангелов с апостолами установлена статуя Папы Иоанна Павла II, - личное выражение признательности этому человеку мэра-мусульманина.
А какими красивыми и одухотворенными выглядели лица у наших ребят и девчонок в платочках, выданных на входе в церковь, когда они смотрели на Казанскую Богородицу, медленно продвигаясь в очереди на поклон! А какой потрясающе мощной оказалась эта знаменитая икона, перед которой так любил молиться Иоанн Павел II! У Богородицы было лицо исстрадавшейся женщины, заплаканные опухшие глаза с огромными мешками и бесконечная материнская любовь, адресованная каждому из нас.
***
Но уже вечером всех нас на автобусах увезли в волжский санаторий. А там пошло-поехало - целыми днями беседы, проповеди, Богослужения.
Для молодежи неплохо, а для телевизионщиков – хуже не придумаешь: совершенно невыигрышный материал. Поэтому мы с Сашей изнывали от скуки.
- Может, хоть у епископов возьмем по интервью? – безо всякого энтузиазма предложил Саша, увидев на выходе из корпуса епископа Клеменса Пиккеля в парадной сутане. Я подошла к нему с просьбой.
- Нет, сейчас я занят: у нас по расписанию визит в православный монастырь, - объяснил епископ. 
К нему подошли остальные епископы, такие же нарядные.
- Так, может, вы и нас возьмете с собой? – пришло мне в голову. – Мы вас поснимаем. Где еще православные с католиками так дружат!
- Ну хорошо, только быстро, – согласился епископ Клеменс, и мы побежали за аппаратурой.
- Нас пригласил настоятель монастыря – хочет показать новый храм с иконой Грузинской Божьей Матери, - объяснил нам епископ Клеменс по пути. – Но мы едем не столько посмотреть монастырь, сколько встретиться с игуменом Сергием.
- А кто это такой?
- Это старенький священник с очень интересной судьбой...
- Я все думаю – он это или не он, - вступил сибирский епископ Иосиф Верт. – Когда-то мне написал один православный священник из Казани, что хочет перейти в католичество. Я посоветовал ему не принимать поспешных решений, мы долго переписывались, в конце концов он остался в православии.
- Может, это он и есть. Когда я только что стал епископом Юга России, то прибыл с визитом в Казань, и какой-то старичок подошел ко мне и вручил католический Миссал со словами: теперь вы, католики, и сами справитесь, я вам больше не нужен. Дескать, возьмите обратно! Оказалось, что до возрождения церковных структур, зная, как много здесь католиков без священников, этот православный священник все эти годы в полном смысле слова их окормлял.
- А разве так можно? – усомнились мы.
- А у него было официальное разрешение самого Папы Римского – Иоанна Павла Второго! Да, он обратился к Святейшему Отцу с просьбой, и тот благословил его. Католический Миссал он раздобыл себе в Германии. Но если бы не этот Миссал, я бы не поверил! Я тогда был потрясен: православный священник – и служил Мессы католикам! Вот где единство!
Монастырь оказался лубочно-красивым: яблоневая аллея, сверкающие купола, новенькие церкви на берегу озера, в котором по преданию Стенька Разин утопил клад.
Молодой надменный священник по поручению настоятеля провел для епископов содержательную экскурсию по новому храму и отдельно рассказал историю о чудотворной иконе за стеклом. Напялив платочек, я таскала за Сашей тяжеленный штатив, стараясь не попадать в кадр. Попыталась между делом поклониться Грузинской Богородице, но вышло поспешно и суетливо.
«Или паломничество, или работа», - вздохнула я и отошла от иконы. РР
Святой источник был оформлен весьма современно, в виде небольшой часовенки, внутри которой все сверкало белым кафелем. Святая вода подавалась через специальные блестящие краники. Священник выдал по пластиковому стаканчику каждому епископу – «водицы испить», а нам с Сашей - нет. Мокрые, уставшие, мы почувствовали страшную жажду. Я тихонько подошла к епископу Пиккелю, как к самому демократичному, выпросила освободившийся стаканчик, затем налила нам воды из крана. Ничего вкуснее не пила! Саша тоже попил, не опуская камеры.
 Потом нас всех повели самый дальний угол монастыря. Старенький игумен жил в низенькой келье, из которой выдвигался минут семь, опираясь на свою палку.
Несмотря на лето, дедушка был в валенках, в толстой заношенной сутане, на голове у него был клобук, а на глазах очки с толстыми стеклами в старомодной коричневой оправе. Его сопровождал игривый котенок по имени Сашка, с которым тут же принялся забавляться на траве молодой священник. При отце Сергии с него слетела всяческая солидность: он сразу стал больше похож на почтительного внука, чем на строгого пастыря.
- Это он! – опознал дедушку епископ Верт. – Отец, вы помните меня?
- Конечно, я до сих пор храню ваши письма, - отец Сергий тоже был очень рад встрече.
С епископом Пиккелем они сообща вспомнили немцев-католиков, которые в большом количестве населяли Казань в советские времена. Разговор шел то на русском, то на немецком, которым, как оказалось, прекрасно владел седой дедушка. Он все порывался пойти поставить чай, но епископы хором отговаривали его.
- Тогда я подарю вам свои книжки, - и отец Сергий надолго исчез за дверью.
Наконец, вынес целую стопку катехитической литературы для прихожан, которую самолично написал, и раздал по книжечке каждому епископу, и мне в том числе, и даже Саше. (Я злорадно посмотрела на молодого батюшку, который даже воды нам не подал).
Сфотографировавшись с отцом Сергием на прощанье, епископы двинулись к выходу.
Батюшка сунул мне красных яблочек, которые подобрал под ближайшей яблоней, и благословил нас с Сашей вослед.
- О чем вы разговаривали с ним на немецком? – спросила я епископа Пиккеля уже в машине.
- Он сказал, что в детстве с матерью ходил в католический храм, - сказал епископ Пиккель. – Старый наш храм, конечно.
- Вот почему он хотел перейти в католичество, - сообразила я.
- На удивление образованный батюшка, - заметил Саша. – Языки знает.
- Так он же был в миру известным ученым, часто ездил за границу по всяким симпозиумам, - ответил епископ Клеменс.
- Ого! А чем он занимался?
- Не знаю точно, - сказал епископ Пиккель.
Я взглянула на информацию об авторе на обложке моей брошюры.
«Сергей Златоустов... советский ученый... работал в Казанском авиационном институте... известен за границей... В пятьдесят лет решил отойти от мирских дел...»
- Ха! Кажется, он работал в том самом институте, который располагается в католическом храме! Ну и дела! Можно сказать, что он трудился прямо в католической церкви!
Епископы дружно принялись изучать обложки подаренных брошюрок.
- Похоже, что да, - согласился удивленный Пиккель.
- Вот так сюжет, - изумился Саша.
- Прямо от Господа: из рук в руки, – подтвердила я.

Ольга Сквирская
Казань 2009

Читайте книги Ольги Сквирской на сайтах ЛитРес
https://www.litres.ru/olga-evgenevna-skvirskaya/
и Проза.ру
https://www.proza.ru/avtor/olgaskvirskaya

 

 

1 комментарий: