пятница, 2 марта 2012 г.

БРАК В «КАНЕ»


Программист – профессия дорогая.
- Эх, кабы найти хорошего программиста, да чтоб знал Макинтош, да чтоб разбирался в видео, да чтоб был верующим, да чтоб брал недорого! – как гоголевская невеста, мечтал директор «Каны» брат Дамиан. На полном серьезе.

Коля мало походил на идеал: был плохим программистом, не знал Макинтош. Зато согласился работать за нашу мизерную зарплату и действительно был верующим. Не католиком, правда, но протестантом, - он принадлежал к какой-то новомодной американской Церкви, а его старший брат был проповедником и служил в Америке.

Коля часто приносил в «Кану» глазированные пряники к чаю, внешне демонстрировал открытость и доброжелательность, по всем стенам ежедневно развешивал бумажки с молитвами.

* * *

С Алей я познакомилась, когда она еще носила форму монашки-кармелитки. Она приехала домой из Польши, где проходила послушание в монастыре.
- Может, взять у нее интервью, пока она здесь? – прикинул брат Дамиан.
- А почему бы и нет? – согласилась я. – Всем интересно будет узнать, что движет молодой девушкой, когда она уходит в монастырь, да еще в такой жесткий.
- Они поехали в Польшу вдвоем с подругой, но настоятельница сказала, что из той монахини не получится, а Алю оставила в монастыре. В общем, я поговорю, постараюсь добиться согласия. Но если что, ты уж будь осторожнее с вопросами – все-таки монашка.

Не только в жизни, но и на пленке Аля выглядела трогательно. Маленькая, беленькая, она казалась совсем ребенком. Улыбалась смущенно, но светло. На вопросы отвечала грамотно во всех отношениях, в том числе и в богословском плане.

- Аля, а не пугает ли тебя перспектива всю жизнь прожить за решеткой? Ведь, насколько я слышала, кармелитки не покидают пределов монастыря, – вопрошала я перед камерой.
- Как сказала Тереза Авильская, хватит одного Бога! Его так много, что больше ничего не нужно, – отвечала Аля.
Такая кроха, а столько пафоса! Но в целом интервью получилось хорошее.

Только Аля в монастырь так и не вернулась.
- У нее мама заболела, и она решила с год пожить с ней, - говорили в приходе.

* * *

Аля устроилась работать в монатырскую библиотеку вместе с подругой, - той самой, которую не взяли в монастырь. Они даже попытались пожить вместе в одной квартире, после чего вдрызг разругались, и обиженная Аля уволилась.

Мне ее было так жаль. Она казалась мне совершенно беззащитной, ее обижали все, кому не лень. Предала лучшая подруга, не поняли священники. В семье тоже были проблемы – сестра привела парня, не спросив мать, теперь все не разговаривают друг с другом, и все это происходит в тесной двухкомнатной "хрущобе". В общем, сплошная безнадега… Недаром у человека депрессия.

Я пригласила Алю работать к нам в «Кану». Старательная, знает иностранные языки и Библию – чем не менеджер для католической киностудии?

В Але была бездна обаяния и тонкое чувство юмора, - она во всем подмечала забавные вещи, а я это ценю в людях:
- Меня радует оптимизм этого компьютера: «успешно выполнено 0 задач»!

...В Саратовской командировке мы с ней шли вдоль берега Волги. Она со смехом указала мне на тряпичную вывеску, развевающуюся по ветру, на которой было написано: «Кафе «Унесенные ветром». Под этим транспорантом стояла только пара столиков и - ни одного стула, соответственно, ни одного посетителя.
- Всех «унесло ветром», – констатировала Аля. Заметила же!

В то же время у нее выявилась маленькая слабость: она любила посплетничать - о священниках, о мирянах, о чужих отношениях и о чужих деньгах.
О монашках:
- Они свою овчарку молоком поят... А тут люди голодают!
Но особенно настойчиво она злопыхала по поводу католической благотворительной организации:
- У них там такие зарплаты! Вместо того, чтобы помогать людям, они заботятся о себе.

* * *

- Аля, нам как раз нужно послать человека в Литву, чтобы он представил нашу студию. - предложила я ей однажды. - Ты знаешь языки, вот и поедешь.

Аля с готовностью согласилась. 
Из-за границы вернулась посвежевшая, довольная. Правда, ухитрилась ничего существенного не сделать для студии. В общем, «успешно выполнено 0 задач».

Со временем я осознала, что это не было случайностью: работником она оказалась неважным.
Девушка очень убедительно сидела за компьютером и якобы занималась делами, но то ли у нее начисто отсутствовало телевизионное мышление, действовала она формально и бездумно.Однако всякий раз так мило и искренне извинялась за промахи и завалы, что мы ее охотно прощали, и директор долго пребывал в уверенности, что она образцовый сотрудник.

За компьютерной помощью Але пришлось часто обращаться к Коле.
Тот за год вполне освоился с Макинтошем, и все его косяки теперь шли не столько от незнания, сколько от пофигизма.
Но иногда мне казалось, что Коля стал больше стараться.
- Коля изменился, правда? – с надеждой спросила я офис-менеджера Лену.
- Да, Коля изменился: раньше приносил пряники, теперь не приносит, – дипломатично ответила Лена.
И я поняла, что мне померещилось.

* * *

Все в студии заметили, что Аля с Колей стали проводить много времени вместе.
Аля начала пользоваться духами, более изысканно одеваться. Вскоре они оба звали друг друга «заинька».
Если одной "заиньки" не было на работе, другой "заинька" часами висел на телефоне. Директор злился:
- Мало того, что он завалил все дела, так еще и парализовал связь!

Коля с Алей решили пожениться, но не просто расписаться, а обвенчаться в Церкви, причем Коля согласился на католическую. Тогда ему предложили пройти курс подготовки к браку под руководством сестры Елизаветы.

- Коля, мы услышали новость: ты стал католиком? – поинтересовался директор за обедом.
- Я честно сказал в своей церкви, что ухожу к католикам, потому что у них есть таинства, а у нас нет. Я же не знал этого раньше. Вот теперь узнал, – серьезно объяснил Костя.
 – Ну, Аля, ну, прозелит! – пошутила я.

...Мессу с венчанием Коли и Али мы снимали на камеру. Во-первых, чтобы у них осталась память, во-вторых, я уже придумала название для маленького сюжета в Католический видеожурнал: «Брак в Кане Галилейской»!
Аля была классической невестой – вся в белом, очень элегантная, правда, выглядела испуганно.

- Правда, красивая невеста? – шепнула я брату Дамиану.
- В этом случае уместней говорить о красоте духовной, - заметил Дамиан, умеющий выбирать слова.

* * *

...Сразу после свадьбы оба "зайчика" уволились.
«Ну и ладно: работники оба никакие. Зато наша «Кана» все-таки сыграла свою чудесную роль в их жизни – они нашли друг друга, - подумала я. - Может, так было задумано?"

Аля тут же устроилась … в католическую благотворительную организацию! А через некоторое время ушла в декрет. Затем – снова в декрет.
Теперь они с Колей по воскресеньям всей католической семьей ходят в церковь, и на каждом висит по ребенку. Ну что плохого!


 Новосибирск 2003


 

1 комментарий:

  1. Ой, забыла сказать: все совпадения имен, названий, ситуаций - не более, чем случайность:)
    И вообще, Малларме утверждал, что мир существует, чтобы войти в книгу.

    ОтветитьУдалить