четверг, 15 марта 2012 г.

Любимые враги, или заклятые друзья

                         
           Слыхали новость, Винарские покинули наш сибирский город? Навсегда.
Не могу сказать, что я опечалена, и не могу сказать, что рада. Мне грустно, ведь с ними прошел большой и очень важный кусок жизни. Вот он ушел в прошлое.
          Галя и Витя Винарские явились лидерами первой в моей жизни христианской общины.
          Винарские стали героями моего первого телевизионного сюжета.
           Винарские научили меня опыту совместной молитвы живому Богу.
           Винарские оказались свидетелями чудес молитвы в моей жизни и сделали меня свидетелем чудес в их жизни.
           Винарские предали меня. Вернее, регулярно предавали меня все эти годы.
Впрочем, герои моих сюжетов почему-то довольно часто предают меня. Но Винарские были первыми.

                «Профессиональная свидетельница»


Галя была композитором. Когда мы с Сашей учились в консерватории, Галя уже закончила ее и работала в студии звукозаписи. Я никогда не слышала ее произведений, их никогда и не исполняли.
Галя была маленькая, плотная, круглолицая, не особенно приметная.
Однако в Католической церкви Галя вдруг оказалась в числе самых больших активистов. В конце 80-х вдруг появилась такая мода в консерваторской среде – посещать часовню на улице Мира, петь в хоре. Это было странное время: немцы, еще не эмигрировавшие, представители интеллигенции, позже отхлынувшие; стукачи, никуда не исчезнувшие, а также вечные любители всякой иностранщины. Вот какая разнонаправленная компания до отказа заполняла маленький деревянный храм, а Галя-органистка тонко и нежно пела над всеми.
- Мое место – второе после алтаря, – говаривала она. – Когда священник возносит руки, мне кажется, что он поднимает их к органу, и хоры – это почти как небеса.
Позже я познакомилась с ее мужем Виктором,
преподавателем мединститута. Это был солидный взрослый мужчина в костюме и при галстуке. При них неотлучно находился маленький мальчик Ванечка, которого они усыновили. Все говорили об этом  их поступке с восхищением, тем более что мальчик был больной, и это было видно по его неверным движениям и невнятной речи.
Эту троицу хотелось назвать Святым Семейством. Они выглядели очень дружными и здорово дополняли друг друга. Когда Витя вел занятие малой группы или делился своими мыслями, Галя влюблено смотрела на него и при этом часто-часто моргала. К причастию Галя с Витей всегда шли, держась за руки. И вообще оба всячески подчеркивали любовь друг к другу и существующее между ними единство во всех отношениях.
Галя в церкви раскрылась для меня с новой стороны. Сроду бы не подумала, что она обладает такой сильной личностью. При более близком общении я моментально попала под ее невероятное обаяние, и мне она даже показалась по-женски привлекательной. На Богослужениях она пела песни собственного сочинения, и я удивлялась их мелодической красоте, гармонической изобретательности и в то же время простоте. Все-таки она была талантлива как композитор, только проявилось это не в симфониях и квартетах, а в песнях. Они были немного в стиле западной эстрады 70-х, и все же такие русские. Среди них попадались настоящие шедевры. Например, молитву «Радуйся, Мария» много лет поют во всех католических церквах страны и даже за ее пределами, при этом мало кто вспоминает, кто ее написал, – песня давно уже стала интернациональным фольклором. Голос у Гали был тонкий и высокий, как у ребенка или ангела. И вообще она придерживалась имиджа «маленькая собачка до старости щенок», и для всех была Галей, даже после сорока.
Но самое сильное впечатление на меня произвело то, как Галя говорила о Боге. В ход шло все – могучий вербальный интеллект, женское обаяние, подкупающая искренность. Каждое ее свидетельство имело захватывающий сюжет с драматургией, кульминацией и обязательным чудом в конце. Не поверить ей и после этого в Бога казалось кощунством. Сколько людей обратилось благодаря ее свидетельствам! В том числе и я.
-  Когда мы сообщили монахине, что мы хотим усыновить Ванюшку, она зарыдала... Дело в том, что Ваня вот уже много дней подряд подходил к иконе и просил: Иисус, дай мне маму и папу! Это не мы его выбрали, это Бог выбрал нас для него
Один монах как-то назвал ее «профессиональной свидетельницей», не без иронии. Чуть позже, когда я слушала Галины свидетельства на «бис», я уже отмечала некие разночтения – для разной аудитории подбирались разные подробности, и я даже слегка усомнилась в «чудесах». Но это было потом.

           Чудеса молитв в одной отдельно взятой общине


Галя и Витя, держась за руки, основали семейную общину. Она развивалась в рамках большой международной общины с центром во Франции. Несколько семейных пар с энтузиазмом вступили в нее, чтобы вместе молиться друг за друга и "делиться духовными плодами своей жизни с Богом".
Первое время - это сплошная эйфория от нового и удивительного общинного ощущения: ну просто за что ни помолимся, все сбывается! Регулярно собираясь вместе, мы были полностью в курсе дел друг друга и молились, кому за новую работу, кому за выздоровление мамы, кому за покупку квартиры. Да мало ли за что.
А как много поводов для молитвы было у нас с Сашей и дочкой, переехавших из провинциального городка в столицу Сибири на пустое место! Мы очень радовались, что сразу обрели таких замечательных друзей.
Итак, общинные молитвы за нас стали чудесным образом претворяться в жизнь. Путем нескольких обменов у нас таки появилось жилье, квартира в центре города; я нашла работу, и не одну: стала журналисткой в популярной газете, телеведущей на католической киностудии, затем внештатным корреспондентом Ватиканского радио. 

Сам отец Войцех, основатель этой студии, звезда Польского телевидения, всем расхваливал мои способности. Другой польский католический телевизионщик, брат Дамиан, пригласил нас с мужем на телевизионную стажировку в Польшу.

Первый свой маленький фильм я, конечно, сделала про семью Винарских. Мне хотелось показать, что такое образцовая семья, и как Бог живет вместе с людьми и помогает им. Кстати, к этому времени они удочерили еще одну девочку по имени Таня.
Каждый из них в этом фильме проявил себя соответственно: Галя играла на церковном органе и пела, Виктор проводил экскурсию по анатомическому театру и рассуждал о Боге, Ванюша играл в компьютер, а Таня демонстрировала собственноручно выращенный горошек в цветочном горшочке. Семейство Винарских всем понравилось. Фильм с удовольствием взяли в польскую программу «Слово на неделе», что означает "Воскресное чтение", и попросили еще.

                         Что разрушает любую общину



Проблемы с Винарскими начались сразу, как только их молитвы за нас стали исполняться. Видимо, пока на мне были рваные башмаки, молиться за меня было легко и приятно, а когда жизнь стала налаживаться их молитвами, почему-то этому никто не обрадовался.
Как-то неудобно стало мне делиться с ними хорошими событиями. Возникло чувство вины. Я как можно усерднее молилась за других, чтобы и у них было все хорошо. 

К сожалению, мой Саша окончательно отказался участвовать в домашних и церковных молитвенных встречах.
- Мне надоел энергетический вампиризм, - заявил он и ушел из общины.
У Гали как раз обострились проблемы на работе в консерватории – мизерная зарплата, отсутствие перспектив, зависимость от начальства. Тогда я позвала ее работать на студию. Это была моя ошибка...


В общем, через полгода меня уволили. Виртуозно используя склочный характер нового директора, пуская в ход сплетни и наговоры, запуская клевету, устраивая провокации, режиссируя сцены со слезами, якобы я ее обидела, Галя меня таки выжила. Интересно, что Витя проявлял «полное духовное единство» с Галей в этом деле.
Я перестала посещать общинные встречи. Патрик и Мариза, французские кураторы нашей общины, приехав в Новосибирск, попытались разобраться, почему мы ушли, но им было трудно врубиться в хитросплетение российских интриг, да еще через переводчика. По своей наивности они полагали, что христиане всегда могут договориться, и даже предложили нам с Галей выяснить наши отношения.
...Я даже сейчас не могу спокойно вспоминать этот наш разговор с глазу на глаз. Я напоролась на неприкрытый цинизм, на отрицание очевидного, на откровенную ложь  - в сочетании с голубенькими глазками, доброй улыбкой, ангельским голоском, тем самым голоском, которым Галя всегда так проникновенно давала «свидетельства своей жизни с Богом» и так чисто пела над алтарем. Я не могла понять, как "несовместные вещи" уживаются рядом. Выбирай: или стать злодеем типа "убить слепого и забрать котомку", или сочинять хвалебные гимны. Но Галя была человеком контрастов. Как, впрочем, и Витя.
В общем, прощение Винарских превратилось для меня в христианскую проблему номер один. 

Но тут случились два события: нашу общину пригласили во Францию, и в католической студии сняли директора, того самого, который уволил меня. Из солидарности с ним Галя ушла вместе с прочей командой. 
Так Господь развел нас по разным углам - в работе. Но, увы, не в общине.

                    Париж – город контрастов


И вот мы в Франции всей общиной, куда вывезли весь свой клубок противоречий в отношениях.
Винарские везде ходили неизменно за руки и синхронно лучились улыбками, я старалась на них не смотреть, остальные члены общины – всего этого не замечать. Галя обращалась со мной добродушно и терпеливо, как с трудным ребенком. Она демонстративно игнорировала мое нежелание с ней общаться, и я поражалась, насколько ей это легко удается. Мне кажется, в ней всегда действовал какой-то нерастраченный артистизм: она могла легко заплакать, легко засмеяться, легко соврать, и сама первая свято верила в свое вранье. Она накладывала вымышленную ситуацию на реальную и жила в ней настолько естественно, что скорее можно было усомниться в реальности, чем в Гале.
Две недели жизни в стране-мечте, время молитвы в красивейших и известнейших храмах, прогулки по Парижу, знакомство с друзьями из международной общины, а параллельно в мозгу шли мучительные поиски ответа на вопрос: почему Галя виновата, но выглядит так, будто она в белом, и почему я, пострадавшая сторона, не могу найти утешения и покоя?
Меня потряс пример из жизни общины в Руанде: в одной молитвенной группе оказались мать полицейского и сестра юноши, им арестованного, и обе смогли преодолеть ненависть друг к другу, вместе молясь о мире…
И я мучительно преодолевала мою неприязнь к Гале.

                            Обыкновенное чудо


Когда мы вернулись, я уже не пыталась избежать встреч с Винарскими и исправно посещала молитвенные встречи. Дружбы не было, ну и не надо: и так сойдет. Ведь не ради дружбы собираемся, а ради молитвы.
- Я могу молиться хоть с Гитлером, потому что молиться – это  лучше, чем не молиться, – храбро заявляла я.
Но однажды Витя пришел на встречу заплаканный, что никак не вязалось с его менторским имиджем. Оказалось, Галя лежит в онкологии со страшным диагнозом.
Моя первая мысль – «Господи, я не хотела… Это уж слишком! Не надо так!»
...Говорят, когда-то в молодости Витя был пережил несчастье, зато потом Господь послал ему Галю, веселую, талантливую, лукавую певунью. Я вдруг поняла, как сильно он боится ее потерять…

Мы искренне просили у Бога очередного чуда, регулярно собираясь на молитвы остатками общины – сначала без Гали, потом с Галей, когда ее выписали. Теперь она вызывала у меня щемящее чувство жалости. Свидетельства, которые она давала о болезни, звучали невероятно сильно и честно. Это был выстраданный опыт борьбы со страхом смерти, опыт переоценки ценностей, опыт работы над прощением себя и других. Как-то раз она сказала, что хочет попросить прощение у каждого из нас.
- Ты уж прости меня. Уж я-то знаю, сколько я тебе всего сделала…- Галя обняла меня.
 С какой готовностью я ее простила! В тот момент я поверила, что у Гали получится измениться, и что она обязательно исцелится. А как же иначе.
И долгожданное чудо случилось: ни одна из тяжелых лечебных процедур, обычно уносящих у людей остатки здоровья, не нанесла Гале никакого вреда.
- Ее состояние каждый день удивляет врачей, – радостно сообщал Витя.
Теперь мы уже молились не только за нее, но и за ее соседей по палате. За некоторых – за упокой. А Гале становилось все лучше и лучше, ее голосок звучал все веселее. И мне захотелось сделать новый фильм – о чудесном исцелении Гали. 


Несмотря на мои опасения, она с удовольствием согласилась участвовать в этом процессе. Мы побывали на съемках в больнице, в храме, дома у Винарских. Галя с Ванюшкой наряжали рождественский венок и стряпали якобы праздничную пиццу, которую после съемок мы вместе съели. А как проникновенно Галя пела про одиночество Иисуса на кресте, аккомпанируя себе на пианино!
- Когда мне становилось особенно страшно, я представляла себе огромное распятие. Как будто все муки за меня принимает Иисус, а я, маленькая девочка, сижу за крестом и боюсь…- рассказала Галя.
Она показала клочок бумажки с переписанным ее рукой стихом из Евангелия «Вера твоя спасла тебя», - тот, который повесила на стену, чтобы каждый день видеть перед глазами.
 В общем, сюжет получился трогательный и актуальный. Он вышел убедительным, потому что суть болезни прокомментировал Виктор, профессор медицины, а свидетельство врача в подобном случае  дорогого стоит.
Винарских стали приглашать для свидетельства в католические приходы других городов. Они рассказывали людям свою историю, держась за руки, глядя друг на друга.

                         Сетевая косметика


А потом случилось вот что: Галя занялась сетевым маркетингом, распространением косметики.
Ни у кого из нас язык не поднимался ее осудить: после жесткого антиракового курса лечения она нуждалась в усиленном питании, на которое требовались деньги…
Галя ушла из консерватории, совсем порвав с прошлой жизнью. Она вовлекла в свою структуру всех родственников, даже Ванюшку. Не постеснялась разыскать для этой цели подросшую Таню – девочка с ними  давно не жила: кое-как выдержав с ней пару лет, ее вернули дальним родственникам. Галя нажала на все педали, задействовала все знакомства и связи, которые у нее образовались в родном городе за длинную жизнь.
Проблемы в общине начались с того момента, когда они с Витей впервые на молитвенной встрече назвали эти мутные косметические дела «общинным бизнесом». После этого часть общины ушла в знак протеста, остальные послушно вступили в сеть. Я ругалась, но не уходила. Мне было жаль чудес общинной молитвы, которые в изобилии сыпались на нас добрый десяток лет.

 Галина карьера тем временем продвигалась семимильными шагами. Она уже числилась «бриллиантовым директором», ее структура насчитывала полгорода, и весь свой прежний талант евангелизатора она переключила на охмурение клиентов. Казалось, она почувствовала настоящий охотничий азарт.
Все это время Галя неустанно работала надо мной, не теряя надежды от очередной неудачи. В дело годилось все:
припугивание ростом цен в "случайной" беседе, обещание золотых гор после вступления в сеть, демонстрация благосостояния, и даже такие жесткие вещи, как подстройка по дыханию и введение в транс.
Поразительно, что кроме Гали, никому из общины удача не улыбнулась.
- Из-за этого бизнеса я уже растерял всех своих друзей, - как-то сказал Гена.
Молитва на встречах превращалась в какой-то фарс. Как можно молиться за процветание антихристианского бизнеса? В воздухе царило лицемерие. Но это был еще не конец.

                             Антираковый центр


Кажется, сетевой косметический бизнес по каким-то причинам стал потихоньку сворачиваться. Галя совместно со своей гигантской структурой перебралась в некую страховую сеть. Там ее уже ждал Витя, уволившийся ради нового бизнеса из мединститута. Но и страхование никак у них не пошло.
И тогда Винарские придумали новое дело –  центр психологической поддержки раковых больных.
- Всем известно, что от больных людей обычно отворачиваются родственники, сторонятся знакомые, - говорила Галя, – Ведь в нашем обществе лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Поэтому надо собрать больных людей вместе для общения и молитвы.
Винарские решили поставить общинную молитву за больных на поток: раз так хорошо получилось помолиться за Галю, то надо молиться и за других. Правда, было непонятно, на какие деньги это все должно существовать. На общинных встречах стали появляться протестанты какой-то молодой церкви, обещавшие финансовую поддержку, а в качестве интенций все чаще предлагались молитвы за спонсоров.
В общем, было много шума из ничего. Благотворительные концерты в церкви, регистрация организации, интервью и сюжеты на телевидении, - сделанные мной, между прочим. Ненадолго появился офис: это была квартира какой-то больной, которую та предоставила Винарским. В офисе ничего не было, кроме зеленого ожерелового попугая, пожертвованного другой энтузиасткой. Я притащила в офис цветы в горшках.
Но тут квартиру продали, а антираковый центр попросили убраться. Короче, как ни болел, а умер.

                                Отъезд


С Винарскими с тех пор я почти не встречалась. Галя как-то звонила Саше, напрашиваясь к нам в гости, но тот под благовидным предлогом отказал.
Как-то
зимой мы с Галей случайно столкнулись в городском центре, и Галя сообщила, что они с Володей уезжают в Новогород.
Вот и все. На память у нас остался зеленый попугай и несколько фильмов, где они так замечательно свидетельствуют о Боге.
Да, еще песня «Радуйся, Мария». Не так уж мало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий