пятница, 29 апреля 2011 г.

Сердце Шопена

https://youtu.be/0SgpQ6YHvAY


На каждом сувенирном прилавке в любом польском городе вы обязательно найдете гипсовую кисть человеческой руки. Это рука Фредерика Шопена.

Поляки очень гордятся тем, что их земля произвела на свет такого потрясающего пианиста и композитора.

- Да он же наполовину француз, – дразню я своего польского приятеля. – И жил-то в основном во Франции.

- Он всю жизнь тосковал по нашей Польше, - с обидой возражает Дамиан. – И от этого у него получилась такая хорошая музыка.



Похоже на правду.

Маэстро удалось возвысить прикладные жанры польских танцев – полонеза и мазурки – до общечеловеческой тоски по идеалу. Вся его музыка – это ностальгия, воплощенная в звуках.



На самом деле Шопен – мой любимый композитор. Из собрания его сочинений я переиграла все, что только находилось в пределах моих скромных технических возможностей. Его музыка здорово мне помогла в том трудном возрасте, в котором прощаются с детством.



На уроке музыкальной литературы нам рассказывали, что Шопен умер молодым, так и увидев родины. Его похоронили во Франции, но сердце увезли в Польшу и замуровали в стене костела.

Учительница с выражением прочла нам стихотворение о том, как стоит костел, а в нем бьется сердце Шопена. Довольно плохие стихи, даже я тогда поняла.

Но я все равно долго думала на эту тему. Мне показалось вовсе не романтично, а даже где-то кощунственно вырезать из мертвого тела сердце, запихать в сосуд, залить коньячным ликером… Бр-р-р...

Позже я узнала, что католики обожают всякие мощи святых, реликвии, нетленные кости – это составляет часть их  духовности. 
А там и сама "подалась в католики", как ехидничают мои родственники.

                                       ***



С Дамианом и Сашей мы гуляем по центру Варшавы. Костелы один прекраснее другого. От обилия башен с колоколами профиль города выглядит очень благородно и исторично.

Около одного из храмов – статуя Иисуса, несущего крест.

- Во Вторую Мировую войну во время бомбардировки города фашисты попали в статую, и тогда все говорили, что Сам Иисус упал с крестом. Позже храм восстановили, – рассказывает Дамиан. – Давайте зайдем.



Мы заходим в просторный храм. Службы нет, народу мало, только тишина звенит.

Вдруг мне на ум приходят какие-то строчки: «…стоит костел… бьется сердце…» И  голове высоко зазвенело затактовое "ми" Мазурки ля-минор.

- Здесь сердце Шопена, – говорю я Дамиану.

- Да нет, это не здесь, – отрицает он.

Но я, не слушая, иду вглубь храма, подхожу к одной из массивных колонн и вижу табличку, а над небольшой бюст. Это тонкое горбоносое лицо изображено на моих нотах с мазурками Шопена.

На табличке что-то написано по-польски, но и без того понятно, что в этой колонне замуровано сердце маэстро.

- Как ты узнала? – Дамиан потрясен.

Я пожимаю плечами.

Я не все могу объяснить.



Ольга Сквирская







Комментариев нет:

Отправить комментарий