пятница, 6 мая 2011 г.

Арбуз и ведро карасей


Встречаешь знакомого, а он не здоровается. Вдруг понимаешь, что мы, собственно, вовсе и не знакомы, просто мне довелось монтировать фильм, где он в главных героях. Когда неделю смотришь в монитор, где он крупным планом, слушаешь его речи, то он поневоле станет родным человеком. Сам того не подозревая...
Когда наша съемочная группа привезла из Казани материал о приходе, мне поручили монтаж. В числе прочего там был записан большой синхрон с одним православным батюшкой. Впрочем, для «батюшки» он был явно молод. Белокурый, ясноглазый, энергичный, зовут Иваном, как в сказке (а как еще?).
Мне очень понравилось, как он говорил о единстве: убедительно, ярко, по делу. Он сказал, что на католичество и православие христианство раскололось совсем недавно – всего какую-то тысячу лет тому назад, а до этого никакого разделения не было, значит, христиане изначально пребывали в  единстве. Сказал, что разделение есть дело политики, но не веры и Евангелия. Сказал, что при различии в обрядах делами милосердия вполне можно заниматься сообща, и в этом - первый шаг к экуменизму. Помощь малоимущим, детские летние лагеря - в этом, говорит, у Католической церкви столько наработок, что нам, православным, у вас учиться и учиться.
Наш оператор Кирилл снял целиком православную литургию в церкви, где настоятелем является этот отец Иван.
Я заметила массу странных вещей. Во-первых, отец Иван служил ... в католической сутане с белой колорадкой(!). Во-вторых, у престола вместе с ним стоял католический священник из Аргентины отец  Диогенез , - правда, в сторонке, но все же по ту сторону царских врат!  В-третьих, на службе совершенно спокойно присутствовали католические монахини в синих хабитах и вилонах, и ни одна старушка не погнала их!
Из синхрона отца Диогенеза, настоятеля казанской католической общины, я узнала, что они с батюшкой давно и плотно дружат приходами. Конечно, религиозной веротерпимостью в Казани никого не удивишь, так уж исторически сложилось, но чтобы дружить...
А почему сутана вместо рясы? Мне объяснили, что отец Иван только что съездил с католиками в паломничество в Ченстохову, к чудотворной иконе. Там, в Польше, он купил себе католическую сутану и теперь с удовольствием ее носит.
Я была в восторге от материала, однако сюжет вышел чересчур смелый для Сибири. Посмотрев его, наш отец Епископ попросил на всякий случай позвонить молодому батюшке в Казань и спросить у него разрешения перед тем, как давать фильм в эфир:
- Как бы не было у него неприятностей после такого сюжета!
Я позвонила в Казань, услышала знакомую скороговорку:
- Не беспокойтесь, я своих слов обратно не заберу, можете давать в эфир! – разрешил отец Иван. – Наоборот, пусть люди узнают!
***
Когда лет через десять мне выпал шанс самой поехать в Казань на съемки, я сразу вспомнила про этого отца Ивана. «Вот бы кого поснимать еще!» Тем более что повод для съемок самый что ни на есть экуменический – паломничество католической молодежи к православной Казанской иконе Божьей Матери.
«Как же, наверное, он обрадовался, этот отец Иван, когда икону возвратили в город!» - представила себе я.
На открытии форума в новом храме Воздвижения Креста Господня, построенном городом в знак благодарности католикам за возвращение иконы, присутствовало много православных, в том числе и священников. Я все высматривала отца Ивана. Неужели он не придет?
Но его не было. 
Позже я спросила у отца Диогена:
- А как поживает отец Иван? Мы съездим к нему?
- Отца Ивана больше нет... – услышала я.
Оказалось, отец Иван поехал в паломничество в Израиль и умер... Прямо на Святой Земле. Там его и похоронили. Ему исполнилось всего сорок лет.
Когда отец  Диоген говорит о нем, он заметно грустнеет и в то же время улыбается.  Ему явно недостает замечательного друга, но он уверен, что тот на небесах.
- Он был самым близким для меня человеком, таких друзей у меня больше нет, - утверждает отец  Диоген. – Мы были больше, чем братья. Мы познакомились в первый же год, когда я приехал в Казань. Богослужения тогда еще проводились на квартире.
Однажды – звонок в дверь. Открываю – стоит молодой парень: под мышкой арбуз, в другой руке – ведро карасей. «Давайте, говорит, знакомиться!» Нажарили рыбки, побеседовали. С тех пор – все праздники отмечали вместе, и церковные, и семейные, и приходские. Во всем помогали друг другу. У меня строительство храма – сколько полезных советов он мне дал!
Иван мечтал, чтобы мы вместе поехали в паломничество на Святую землю, но я не мог тогда, занимался строительством. «В другой раз, говорю!» Если б знать, что больше не увидимся...
О смерти друга отец Диоген узнал от его жены, по телефону. Она очень просила его приехать на похороны, ведь он лучший друг отца Ивана. Но ведь это надо ехать в Израиль!
- Конечно, я разрешил ему поехать, - сказал нам епископ Клеменс Пиккель. – Такую дружбу нужно ценить! Я тоже хорошо знал отца Ивана.
- Все-таки отчего он умер? Сердце, жара?
- От радости, - говорит епископ Клеменс.
- От какой радости?!
- Оттого, что побывал на Святой земле! – епископ Клеменс улыбается, но не шутит.
Да уж, увидеть Святую землю и умереть...
***
«Найду старые съемки, добавлю фотографий, синхронов отца Диогена, епископа – прекрасный сюжет получится о дружбе католического священника и православного батюшки!» - загорелась я.
Не тут-то было: новый очередной директор киностудии не одобрил этого сюжета. Слишком, говорит, сентиментальный, зачем.
Но написать об этом никто не запретит. Пусть земля будет пухом отцу Ивану! Тем более Святая земля...

Ольга Сквирская
Новосибирск 2009






 



Комментариев нет:

Отправить комментарий