четверг, 26 мая 2011 г.

Золотые рыбки в Кане



Рыбками меня заразил мой начальник, брат Дамиан. Брат – потому что монах.  Дамиан – потому что поляк. Начальник – потому что директор католической киностудии «Кана».

В его директорском кабинете стояло три аквариума в два этажа. Он без конца разводил какие-то растения, лечил больных рыбок, выращивал мальков, подкупал на рынке новых особей и обменивался молодняком. Рыбы у него были яркие, крупные, плодовитые.

Каждый, кто заходил в кабинет, разворачивался к аквариумам и забывал, зачем пришел, уставившись в изумрудное царство. Дамиан обычно одергивал сотрудника и возвращал к жизни. Он ревниво относился к своим аквариумам.

Я знаю, что после работы и в промежутках Дамиан сидел и часами наблюдал за рыбками. Его острый глаз подмечал все – и грибок на хвостике у меченосца, и беременность у самки барбуса, и народившихся мальков, прячущихся  в яванском мху.

А когда он уезжал в командировку, в отпуск, в Польшу или в горы, то доверял мне кормить своих рыбок. И тогда я беспрепятственно сидела у большого аквариума, как у экрана телевизора, и отдыхала душой.

Мы часто ругались с Дамианом, несмотря на давнюю дружбу. Чаще всего в ссорах был виноват именно Дамиан, - он вообще любил дразнить людей, а меня в особенности.
Как-то раз он довел меня до бешенства, и я ушла домой, хлопнув дверью.

Зато на следующий день он был тише воды, ниже травы – весь какой-то пришибленный.
- Вчера, после твоего ухода, я решил обустроить новый аквариум. Все так красиво в нем выложил – и камни, и растения... А потом сам же нечаянно разбил его, – рассказал мне Дамиан. - И понял, что это мне - за тебя...

* * *

В монастырском дворе было старое водохранилище, заржавевшее и заброшенное.
Дамиан давно к нему присматривался.
Однажды он закупил голубой краски и, расчистив ванну, покрасил ее. Дамиан целый день возился в котловане. Монахи один за другим подходили к бассейну и сверху за ним наблюдали.
В свежевыкрашенный и воняющий краской бассейн Дамиан навез огромных камней, насыпал крупного песка и навалил каких-то коряг, затем вкопал растения в грунт и только потом напустил воды.
Мы торжественно обставили запуск первых рыбок. Правда, через несколько дней почти все сдохли, не вынеся ядовитой свежей краски.
Но после замены воды дело пошло на лад. Кроме того, брат Дамиан закупил для бассейна специальных «золотых рыбок».

- Их вывели для того, чтобы на них смотреть сверху! – объяснил он.

В отличие от обычных рыб, которые были видны только сбоку, «золотые рыбки» были кругленькими, губастыми, поэтому отлично смотрелись сверху. Они имели глаза на макушке, длинные вуалевые плавники и хвосты. Большинство из них были классически золотыми, но попадались и красные, и черные.

- Как в сказке! – восхищалась я. – Прелесть, что за рыбки!
- Ср...т много, - прозаично заметил Дамиан.
Он не любил «золотых».
- Аквариум замучаешься чистить. То ли дело – здесь, на воле. Пусть себе на здоровье удобряют растения!

Растения быстро разрастались на воле под открытым небом. Чтобы вода не цвела от солнца, Дамиан вертикально вкопал решетку и насадил вьюнов. Вокруг бассейна стояло несколько березовых пеньков. На них охотно стали присаживаться то один, то другой монах с четками в руках. Рыбки идеально вписались в христианскую концепцию – и практически, и идеологически.

О бассейне прослышал Епископ, тоже заядлый аквариумист со стажем. Даже собирался подъехать, чтобы взглянуть.
Но как-то в колледж, который находился при монастыре, зашла одна женщина, а своего шестилетнего ребенка оставила погулять во дворе.
Пацан схватил палку, сунул в бассейн и как следует пошурудил в нем. Все растения, которые было принялись, оторвались от корней, болтались на  поверхности, жалкие и ободранные. Рыбки были в шоке.
К счастью для мальчишки, Дамиана не было в монастыре в этот момент. Зато у него оказался тяжелый вечер.

Ни раньше, ни позже ему позвонил Епископ:
- Брат Дамиан, я сейчас приеду посмотреть ваш хваленый аквариум!
- Боюсь, это самый неудачный момент из всех возможных, отец Епископ! – Дамиан, чуть не плача, рассказал Владыке о постигшем его несчастье.

До темноты он лазил в своем бассейне, вкапывая обратно уцелевшие растения. Через несколько дней жизнь в аквариуме восторжествовала.

* * *

Рыбки росли и жирели в большом водоеме. Растения пребывали в очень хорошей форме. Среди них попадались редкие, которые Дамиан привозил из Москвы.
И он потихоньку занялся их продажей. Оптовые торговцы с удовольствием брали у Дамиана растения тазами.
- Вот мой телефон, звони мне в любое время! – сказал ему один из них по имени Василий.
Торговля пошла бойко.
Дамиан окупил все свои затраты на это дело и даже заработал сверху. С Василием они подружились, тот пригласил его на день рождения, познакомил с женой.

Но тут Дамиана перевели на служение в другую страну. Он получил назначение в Киргизию.
Перед отъездом из Новосибирска распродал оптом рыбок и все растения. Самый большой аквариум подарил Епископу.
А средний достался мне. Никогда прежде не занималась аквариумом, но мне стало не хватать рыбок в жизни.

* * *

Потихоньку мы с дочкой заполнили его грунтом, приобрели самых простых растений, запустили самых неприхотливых рыбок – сомиков-чистильщиков.
Потом Инна принесла из зоомагазина креветку и двух лягушек.

Первая креветка запомнилась мне больше всего. Мы часами наблюдали за ней, как она ест, куда прячется. А когда она поменяла кожу, мы были просто счастливы: почему-то эта прозрачная шкурка на песке привела нас в восторг.
А когда креветка умерла, это была настоящая трагедия.

Со временем Инна сделалась заправским аквариумистом. У нее обнаружился талант аквариумного декоратора, и аквариум хорошел день ото дня. Растения охотно росли, креветки размножались, у рыбок иногда выводились мальки. Не так активно, как при Дамиане, но все-таки.

Инна всегда тратила деньги беззаботно и легко, а уж для аквариума и вовсе ничего не жалела. То купит красный грунт, то - лакированную корягу. Больше всего нас с отцом потрясла эта коряга.
- Это ж сколько такая стоит? – интересовался Саша.
- Пятьдесят рублей! – отвечал расточительный ребенок.
- Ничего себе! – удивлялись мы.
В лесу, гуляя с собакой, заметили огромную извилистую лесину.
- Смотри, какая коряга: надо Зайцу продать! – сказала я.
Саша засмеялся.

Разные бывают жизненные стрессы: пожар, переезд, землетрясение. А бывает еще потоп – это когда лопается аквариум.
Аквариум Дамиана у нас лопался два раза. Мокрые ковры, спасенные рыбки и растения по стеклянным банкам, грунт в тазике, куда так и норовят нагадить кошки, только отвернись… И ужасный запах гнили по все квартире. Вот что такое, когда лопается аквариум!
Но мы и это пережили!

* * *

А потом был переезд. Мы с Сашей уехали в Таиланд.
Он получил работу инструктора по дайвингу. А я получила длительный отдых на берегу океана.
Выучилась и дайвнгу, и снорклингу.
Теперь каждый день плаваю в океане с маской и трубкой. Жалею только о том, что Дамиан не видит того, что вижу я. Ему бы понравилось.

Не стану я больше заводить аквариум – у меня же теперь целый Тихий океан!


Комментариев нет:

Отправить комментарий